Очень часто слышу просьбы порекомендовать что-нибудь почитать по теме Предназначения. Во-первых, рад сообщить новость, что вскоре выйдет моя книга, в которой я собрал практически всё, что знаю о Предназначении. Там будет и теория, и практика, и мотивационные фишечки. Во-вторых, информацию по Предназначению, практический опыт, который я через себя пропустил, черпались мною из западных источников. И именно им будет посвящена эта статья.

Imagemaking. Есть большая красивая наука, которая работает над вопросами: «Кто я? Что я из себя представляю? Как меня воспринимают? Что я умею и что несу миру?» — это имиджмейкерство. Эта наука лучше всего реализует себя в сфере политики. Например, в избирательных технологиях вопросы имиджа, брендинга и самопозиционирования являются самыми главными. Когда я начинаю работать над тем, в чём моё предназначение, то мне приходится провести огромную работу по анализу своего внутреннего мира: предков, истории, предрасположенностей, качеств и ролей, которые мне свойственны и т.п. Далее я начинаю изучать, в каком виде мир покупает моё предназначение – и это обязательный этап, иначе есть вероятность остаться непризнанным художником с великолепным пониманием себя. Теперь мне приходится думать, что написать на своей визитке, как себя позиционировать, мне нужно сказать адрес таксисту, то бишь миру, куда меня везти, чтобы попасть туда, где я хочу оказаться.

В имиджмейкерстве есть понятие востребованности конкретной аудитории или конкретной страной конкретного типа человека. Например, я экстравертен, эмоционален, могу сумасшедшее креативить, но вдруг обнаружил, что моему окружению сейчас такой человек вообще не нужен, а нужен, например, стабильный и системный. Для того чтобы реализовать своё предназначения и сильные качества я должен сменить окружение. Результатом работы над своим предназначением будет, например, смена работы, где я смогу реализовать свои амбиции. Так вот после того как я себя понял, и для того чтобы на новую работу перейти, мне нужно себя «оформить» при помощи имиджмейкерства и позиционирования. Нужно упаковать себя профессионально. Рекомендую почитать Тома Питерса, который написал книгу «Преврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностью».

Personal branding. Есть понятие «брендинга», а есть — «personal branding», и в этой области есть свои специалисты по созданию персонального бренда. Один из них – мой хороший друг, с которым мы в своё время обменивались опытом, небезызвестный Хьюберт Рамперсад. Он взял понятие классического брендинга и распространил его основные принципы на понятие персонального бренда. Взять, например, бренд «Coca-Cola», который очень грамотно прорабатывают, чтобы достучаться до сердец. Что она несёт в мир? Какова её ценность? Какова её ценность на перспективу собственного развития? Ровно те же вопросы мы можем использовать, когда выстраиваем бренд конкретного человека, и получим совершенно великолепную науку – «personal branding». Конечно же она начинается с глубинного понимания себя с последующей переупаковкой, в каком виде я миру свою ценность буду отдавать.

Хьюберт Рамперсад создал две параллели, где соединяет экономические обоснования и человеческие, и сравнил две пирамидки – компанейскую и персональную на предмет миссии, видения, роли и т.п. Вы можете сравнить и проанализировать, насколько совпадает ваша миссия с миссией компании, в которой вы работаете. Например, я работаю в компании «World Disney Pictures», толкаю тележку с камерой и делаю людей счастливыми. Если наши миссии, видение и роли с компанией совпадают, то я реализуюсь и чувствую себя хорошо. Или же моя миссия – делать мир красивым, а работаю я в «Газпроме». И, конечно, я как-то стараюсь через «Газпром» делать мир красивым, но какой-то неполноценной получается моя реализация. И, быть может, мне будет лучше пойти работать дизайнером в студию Артемия Лебедева, чтобы воплотить свою миссию.

Passion test. Двое британских учёных – Джанет Брей Эттвуд и Крис Эттвуд – проработали и создали тест, состоящий из вопросов, цель которых заключается в том, чтобы выяснить, когда у человека появляется страсть, что ему нравится делать, что его зажигает. Сейчас это один из мировых бестселлеров, заслуживающих внимания у тех, кто находится в поиске своего предназначения.

Unicability. На Amazon вы можете найти книгу «Unique Ability: Creating the Life You Want» Катерин Номура и Джулии Воллер. В ней рассказывается о том, как исследователю понятия «unicability» от лица государства передали  общество инвалидов, где находились люди  с отсутствием конечностей, нарушениями функционирования каких-то органов или иначе – с «disabilities». Он заметил, что если у человека есть «disabilities», то обязательно есть «abilities». Чтобы лучше понять, о чём речь, давайте для примера возьмём гитару. Ею сложно забивать гвозди, но ещё хуже она выполняет роль парохода. То есть это её «disabilities» — она совершенно лишена возможности перевозить грузы по воде. Таким образом, опираясь на то, что у нас есть понятие «disabilities» (проблемы, сложности), мы можем предположить, что есть вещи, которые гитара будет делать, и очень даже неплохо. Возможно, она могла бы применить себя в сфере музыки, но уж вряд ли она духовой инструмент. То есть, когда мы говорим, что её предназначение в музыке, мы всё равно можем до конца не понимать, в чём именно оно выражается. И задача сводится к тому, чтобы понять, что конкретно осталось, какая опция, которая будет реально продолжать реализовывать в мир предназначение гитары. И мы будем всё более и более точно понимать, для чего она всё-таки была предназначена с учётом тех «disabilities», которые естественным образом к ней приложились.

Уместно будет вспомнить историю Ника Вуйчича, который не имеет ни рук, ни ног. Точнее, функцию одной из ног заменяет небольшой отросток. Тем не менее, это очень сильный оратор, который живёт полной жизнь, насыщенной яркими событиями. Он имеет 2 высших образования, написал книгу, женился, у него родился ребёнок и его знает весь мир. Он даёт надежду и вдохновляет многих, говорит важные и ценные вещи, которые меняют жизни людей. Можно вспомнить ещё реальные кейсы: Ванга, которая ослепла и стала ясновидящей, или Бетховен, который оглох, но тем не менее писал музыку. Мы не знаем зачастую к чему приведёт возникшее ограничение, потому что оно может дать импульс к тому, чтобы раскрылась уникальность в каком-то другом месте.

Personal balanced scorecard. Есть разные способы дробления жизни на различные составляющие, это так называемое «колесо жизни». Как правило, дробление происходит по сферам жизни, например: работа, семья, здоровье, духовная реализация, хобби. В экономике есть устоявшиеся популярные и общепризнанные дробления (финансы, люди, продукт и продажи), но поскольку мы имеем дело со словом «personal», вы можете составить свою систему сбалансированных показателей лично для себя в зависимости от целей и ценности, которую она для нас будет реализовывать. И источником дробления жизни на части может быть конкретно вам свойственная модель. Собственно, вам нужно только выбрать показатели таким образом, чтобы они уравновешивали друг друга, создавая какую-то целостную систему (т.е. чтобы был возможен регулярный замер каждого из этих показателей).

Я изучил сотни этих моделей, и в Предназначении в итоге использую буддистскую концепцию 7 чакр, которые описывают 7 уровней потребностей человека. Это моя Personal balanced scorecard, которая на 100% отвечает тем целям, что я ставлю, и той ценности, которую хочу извлечь.

Друзья, надеюсь, этот материал был вам полезен. Изучайте, пожалуйста, западные источники, ищите себя и реализуйте!

 

(с) Павел Кочкин и проект “Предназначение. Найти дело жизни”