Прежде чем говорить о 20-летних, давайте вспомним, как жили предыдущие поколения.

Мой папа, работавший шофером на заводе «Динамо» 15 лет подряд, был абсолютно уверен, что этот завод проработает до его пенсии точно, еще и внукам перейдет его хлебная должность водителя скорой помощи.

Моя бабушка, пережившая войну, едва ли помышляла о «поисках себя», когда задача стояла натурально – выжить.

Наш мир динамично меняется — меняются и условия нашего существования. Сейчас мы живем в очень комфортных и холеных условиях. По сравнению с жизнью наших родителей, бабушек и дедушек, наши поиски себя проистекают оттого, что мы «с жиру бесимся». И это нормально!

Представьте картину: раньше условия были таковыми, что человек, рождаясь в семье, где в пятом поколении все мужчины – кузнецы, практически не имел выбора, чем заниматься. Единственное знание, которое он получал – это то, которое передавалось от отца к сыну. Сейчас же генетика, родовые истории, принадлежность к кастам или сословиям имеют гораздо меньший вес.

Сейчас современный человек имеет два значительных преимущества – доступ к информации и возможность передвижения. Он может видеть и читать примеры успешных предпринимателей. Он осознает, что есть совершенно иная модель, нежели та, которую он наблюдал в семье своих родителей, бабушек и дедушек. Он получает выбор на уровне знания.

Мало того, если человек родился с предназначением открывать новые звезды и он осознает свой глубокий интерес к этой теме, но живет в месте, где реализовывать свою страсть нет возможности, он может уехать туда, где это станет доступным. К примеру, на Гавайских островах находится самый большой телескоп. Долететь до Гавайев сегодня – вполне посильная задача, и стоит она, как 12-ая зарплата. Таким образом, человек получает выбор на уровне действия.

Сейчас стало доступным высшее образование, можно свободно выбирать любую профессию. Сейчас можно устроиться практически в любую компанию на любую должность, имея соответствующие навыки и знания. Сейчас можно даже улететь во Францию, если человек решил посвятить себя моде. И именно эта свобода порождает вопрос: «Кто я?»

Следующий фактор, почему поколение 20-летних не хочет работать на конвейере, – это высоко технологичный век, автоматизация огромного количества операций. По пути к бабушке в Алексино, я заехал на заправку и с удивлением обнаружил, что там нет оператора на кассе. Немного поморочившись с аппаратом приема денег, от соседнего автолюбителя я узнал, что бензин на такой заправке стоит на 4-5 рублей дешевле, потому что уже не нужно оплачивать работу кассира. Сейчас в метро вы можете купить карточку на 1-2 поездки в автомате, а на большее количество – у бабушки в кассе. Как думаете, сколько эти бабушки ещё будут работать? Уже сейчас понятно, что это рудимент в организме современного рабочего аппарата, существовать этим штатным единицам осталось недолго.

Когда человек перестает тратить время, энергию и внимание на выполнение монотонной работы, не требующей определенных талантов, у него появляется возможность творить. И это ещё одна причина, почему сейчас люди все больше ищут себя и желают реализоваться в соответствии со своими сильными сторонами.

Но давайте без иллюзий! Не всем подходит отказ от конвейера. Люди имеют разную психологию, поэтому все зависит от системы ценностей и предрасположенности к риску. По готовности идти на риски и желанию стабильности мы можем выделить 3 категории людей.

Первые – это те, кому нужен минимальный уровень стресса и предсказуемость завтрашнего дня. Им подходит госслужба и работа в крупной компании на одной и той же должности в качестве нанятого работника. Условно, это и есть «конвейерные люди».

Вторые – это «самонанятые работники» («self-employer») или фрилансеры, которые работают на себя, не имея над собой конкретной организации. Такие люди чуть больше рискуют и имеют меньше стабильности.

Третьи – это предприниматели, люди с самым высоким уровнем риска. Они имеют потребность в нестабильности, хотя обычно это отрицают. По факту, это адреналиновые наркоманы.

Можно много говорить о свободе, но, по факту, она нужна не всем и не все к этому готовы. Правда, действительность уже диктует совсем другие условия, нежели полвека назад. Выбор – это ответственность, а ответственность – это риск. Каков уровень ответственности за себя у госслужащего, фрилансера и предпринимателя? Эта разница велика.

Риск сейчас ещё заключается и в том, что будущее современного человека нестабильно. Мой папа был уверен в том, что завод «Динамо» переживет его внуков. В современном мире, устроившись на работу сегодня, человек уже завтра может получить абсолютно другой набор обязанностей и задач, или в компании произойдет реорганизация, что часто бывает, и его рабочего места не станет вовсе. И снова выбор – где он будет себя реализовывать?

Моя бабушка ломала голову, как обеспечить едой и крышей над головой семью из 7 человек, когда большая часть мужчин погибла на войне. А у нас сейчас и хлеб есть, и сыр. Мы стали чуть более разбалованы —  нам зрелища подавай! Работу хочу не только хлебную, но и интересную, чтобы испытывать удовольствие!

Несмотря на иронию с моей стороны, это отличная тенденция! Это говорит о том, что уровень жизни растет, что наше общество становится все более развитым. Если уже сегодня поколение 20-летних задумывается о том, кто они, в чем их предназначение, где себя правильно применить и реализовать, то уже завтра они будут творить. А, когда человек понимает себя, то он начинает жить в гармонии со своей природой.

 

(с) Павел Кочкин и проект “Предназначение. Найти дело жизни”