В моём представлении лидер и руководитель – это две разные роли. В принципе, они могут сочетаться в одном человек, и идеальная формула в моём представлении выглядит так: «лидер + управленческие навыки». Но развитие этих ролей подразумевают различные программы, подходы и науки.

Программы развития лидеров:

  • Микро-, макро- и мета-лидерство
  • EQ (эмоциональный интеллект)

Программы развития руководителей:

  • Дихотомийные модели (модель Адизеса, соционика, классификация DISC)
  • APQC

Рассмотрим подробнее каждую из программ.

Лидер – это тот человек, который обладает кристально чистым видением развития компании, знающий ответ на вопрос «ради чего» (reason why) создана организация, государство или иная структура. Он понимает причину, лежащую в фундаменте существования компании, и его задача настолько ярко её транслировать через собственный пример, чтобы вверенные ему сотрудники её разделяли.

Программы развития лидерства могут быть различными в зависимости от типа и уровня. Выделяют 3 вида: микро-, макро- и мета-лидерство.

Микро-лидер – это человек, который продвигает командный дух на местах (т.н. полевые командиры). Эта сфера хорошо освоена в военных структурах и в пионерских лагерях, потому что мотивировать детей – одна из самых сложных задач, где можно наблюдать в чистом виде нематериальное вовлечение и нематериальную мотивацию. Микро-лидер транслирует собой установку: «Делай как я!»

Макро-лидер – это человек, который стоит на высшей позиции компании и смотрит на глобальные задачи организации. Его установка выглядит следующим образом: «Следуй за мной!».

Мета-лидер – это высший уровень управления, при котором человек, находясь на позиции «сверху», спрыгивает в позицию служения. Например, президент или архиепископ находится на службе народа.

Программы развития лидерства предполагают развитие 4 навыка в рамках эмоционального интеллекта (EQ).

— Self awareness или познание себя. По сути, это понимание своих сильных и слабых сторон, системы ценностей и т.д..

— Self management или самоуправление. Умение применять знания о своих сильных и слабых сторонах, развитие навыков.

— Social awareness или понимание своего окружение. Это своего рода навык эмпатии – умение чувствовать, что происходит с человеком на том конце, каковы его мотивы и намерения.

— Social management или управление своим окружением. Это умение использовать навыки управления собеседником: вовремя успокоить, вдохновить, предложить какие-то выгоды, простимулировать и т.д.

Руководитель – это человек, задача которого доносить управленческие решения и грамотно осуществлять коммуникацию между сотрудниками в вверенной ему области.

Понятное дело, чем лучше у руководителя развиты лидерские качества, тем лучше осуществляется управление в компании. Тем не менее, это совершенно другая наука, отличная от лидерства.

Я изучил несколько системных подходов к типированию (Адизеса, соционику, классификацию DISC) и понял, что все они в своей основе имеют один корень – наличие дихотомий, которые описывают те или иные свойства структуры личности человека. Обладание знаниями именно по этим дихотомиям я бы предложил включить в программы развития руководителей.

К примеру, система DISC имеет следующие дихотомии: мышление — чувства, интуиция – ощущения. Соционика к этой же системе добавляет ещё одну пару: рационализм – иррационализм. На основе этой информации можно определить как собственный стиль поведения, так и окружающих людей, что даст преимущество в понимании, каким образом наиболее эффективно осуществлять с ними коммуникацию. Модель Адизеса может помочь в грамотно расставить людей по местам, поскольку изучает такие психотипы как производитель, администратор, интегратор и предприниматель. Эти психотипы определяются в зависимости от того, в какой перспективе работает человек (краткосрочной или долгосрочной) и на что он больше ориентирован (процесс или результат).

И последняя программа развития для руководителей, которую я предлагаю рассмотреть, это APQC – структура классификации процессов, которая позволяет руководителю увидеть свои бизнес-процессы с межотраслевой точки зрения. Эта система включает в себя 12 категорий процессов: от стратегии и видения до IT, финансов и управление внешними связями.

(с) Павел Кочкин и проект “Предназначение. Найти дело жизни”