
У меня в бизнесе нет проблем с текучкой, потому что я использую «3 ножки табуретки», на которой уверенно сидят мои ключевые сотрудники.
- Системность ведения дел.
Когда работа сотрудника никак не систематизируется – это классическая управленческая ошибка, дающая ему преимущество в ситуации увольнения. При системном же подходе ведения дел и коммуникации, в каждый момент времени процедура замены человека сведена к минимальной цене и минимальным срокам. Во-первых, это отсутствие «фольклора», т.е. практики устной передачи информации от сотрудника к сотруднику или от начальника к подчинённому – всё должно сводиться к промежуточным документам. Запрещены звонки и личные инструкции, вся информация должна быть передана через видео-формат, CRM-систему или инструментарий, который позволяет фиксировать, что на текущий момент происходит с каждым из сотрудников. Поэтому когда человек принимает решение уйти, мы ничего не теряем или теряем очень мало.
В свою очередь, такое системное ведение дел позволяет и сотруднику осознать, что от его ухода компания пострадает мало, что ключевые клиенты окажутся не на нём, а в системе, ключевые разработки ноу-хау останутся не у него, а в базе знаний компании и т.д.
- Бизнес по критерию лояльности семейного типа.
Такой подход нередко используется в Японии, Италии и Швейцарии, и такой подход выбрал для себя я. Основной критерий такого бизнеса: «свой – чужой», и взаимоотношения строятся на максимальной степени лояльности. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Какие? Компания следует не туда, куда ей задали вектор, а туда, куда её ведут те сотрудники, которые максимально лояльны компании. Но таким образом мы даём им полную возможность себя реализовать, и вероятность того, что в отпуске они задумаются о смене работы, минимальна. Когда я учился в Гарварде, то крутил у виска, слушая профессора об альтернативном менеджменте, предполагающий пожизненный найм и отсутствие системы наказания, но именно с этим столкнулся, когда взял на работу своих маму и папу. Попробуйте объяснить маме и папе, что тут они накосячили, а тут проявили свою не квалифицированность. Зато это самые лояльные сотрудники моей компании, которым можно доверить всё без оглядки. Это дорогая стратегия, требующая больших затрат энергии, времен и прочих ресурсов, но она показывает очень хорошие результаты и нулевую ротацию кадров в том случае, если компания ориентирована на долгосрочное планирование своей деятельности.
- Работа из призвания, предназначения.
Это тот случай, когда миссия компании совпадает с миссией её сотрудников. В идеале, изучение системы ценностей сотрудников должно происходить при найме и на ранних сроках работы для того, чтобы однажды в отпуске он не пришёл к выводу, что не реализует себя на текущем месте работы. Если человек понимает, что его миссия – делать мир красивым, а работает он в нефтегазовой сфере, то его удовлетворение от своей деятельности будет соответствующим. В случае совпадения видения и миссии сотрудника и компании, мы получаем абсолютно лояльного работника, который будет посвящать себя работе длительное время, потому что он имеет возможность реализовывать себя через миссию компании.
(с) Павел Кочкин и проект “Предназначение. Найти дело жизни”