
Когда мы говорим об эффективном использовании потенциала сотрудника, то подразумеваем обнаружение его сильных сторон и талантов с последующим использованием. Как специалист в области раскрытия человеческого потенциала и ключевых компетенций, я точно могу сказать, что это опасно для вашего бизнеса. Представьте, что ваш дизайнер, поработав над собой, изучив свои сильные стороны и мотивацию, вдруг обнаружит, что его призвание, на самом деле, это гончарное искусство руками, а не тыкание мышкой по экрану. Как вы планируете использовать такой потенциал в своей компании?
Более правильным будет говорить об управлении инициативой сотрудников. И здесь я предлагаю рассмотреть 5 инноваций.
- Рационализаторские предложения.
Этот пункт предполагает регулярную форму опроса на заданную тему. Например, вы можете создать журнал, в котором каждую пятницу все сотрудники должны написать свои идеи о дальнейшем развитии компании. Либо устраивать регулярные совещания с мозговым штурмом. Поощряйте своих сотрудников креативить, высказывать своё мнение и всячески проявлять инициативу.
- Горизонтальная ротация.
Вы можете периодически менять своих сотрудников местами на какое-то время. Сегодня ваш сотрудник сидит на стуле колл-центра, принимает звонки и слышит запросы клиентов напрямую, а завтра проводит день в отделе IT и получает понимание, как много времени занимает разработка и реализация той или иной задачи. Впоследствии это поможет ему более объективно оценивать действительность и ситуацию, происходящую в компании. Его предложения и инициативы будут более «заземлёнными» и в гораздо большем объёме учитывать особенности компании.
- Корпоративная культура.
Это возможность создать неформальную атмосферу, в которой сотруднику будет легче и проще выражать свою инициативу. Например, на страницах корпоративного издания.
- Изменение должностной инструкции под сотрудника.
Если сотрудник выражает инициативу в каком-то вопросе, который предполагает расширение его должностных инструкций или её частичное изменение, вы можете поощрить его, согласившись на эти изменения.
- Внедрение механизма проектного управления вместо функционального.
Когда рядовой сотрудник приходит с новой идеей, вы можете поменять или дополнить его функциональные обязанности проектными, открыв ему возможность для реализации задуманного и предоставив необходимые ресурсы.
- «Шеф идёт в народ».
Древние короли нередко меняли мантию на одеяния торговцев и приходили на центральный рынок послушать, о чём толкует его народ. Эта стратегия хорошо применима на предприятиях и широко используется в мировой практике, когда шеф спускает в цех и прогуливается по территории, якобы оценивая обстановку. У любого рабочего есть возможность подойти к нему и поделиться своими новыми технологическими идеями. Ну а дальнейшая задача шефа заключается в том, чтобы оценить потенциал подобных идей и поощрить инициативу.
(с) Павел Кочкин и проект “Предназначение. Найти дело жизни”